Газета ОКНО - Независимая газета Колпинского района Санкт-Петербурга
Get Adobe Flash player

vkgroup

Резонанс

Недавно я узнала, что в августе далеко от Родины скончался человек, общение с которым я очень уважала и ценила… Леонид ...
Моему поколению, считай, повезло: в наше молодое время мы могли свободно передвигаться на любом виде транспорта по всей ...
В редакцию наши читатели принесли письма от своих родственников с Украины – с ее восточной части, где, по мнению Киевской ...
В № 20 нашей газеты от 5 июня в статье «Дураки и дороги» читатели обратили внимание на одну из острых колпинских проблем – ...
Правительство исключило из бюджета статью о субсидировании доставки подписных изданий. Из-за отмены субсидий «Почте ...

Погода в Колпино

Авторизация



Май 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Главная Новости Колпино и окрестностей РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВ НА ИЖОРЕ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ

Продолжение. Начало в № 26 от 26.07.2012, № 27 от 02.08.2012, № 28 от 16.08.2012

Kolpino_Izhora_museumРасцвет якорного производства пришелся на период, с 1818 по 1825 год когда для завода построили новое каменное здание, просторное и светлое. Л.Скрягин, автор исследования по истории производства якорей, сообщает, что самые тяжелые якоря для русского флота изготавливались на Ижоре. Достаточно красноречивым подтверждением сказанному служит так называемый «русский» якорь, лежащий у входа в Музей истории Ижорских заводов. Длина якоря 5,8 метра, а весит он свыше пяти тонн. Обнаружили его в конце 1980-х годов, когда рыли кессон, на правом берегу Ижоры возле бывшего листопрокатного цеха № 11.


В музейной экспозиции находится также адмиралтейский якорь. Его история не менее интересна. Примерно в одно время с чисткой  реки, облагораживали и  каналы. На дне Комсомольского канала обнаружен  был адмиралтейский  якорь. В то время участники  подросткового клуба при ЖЭК № 6 сделали небольшой постамент и установили  находку перед зданием конторы. С началом перестройки многое оказалось утраченным, был ликвидирован и клуб. Якорь то ли сам завалился, то ли кто ему помог упасть, и какое-то время он лежал, потом зарос травой. Когда музейщики  работали над новой экспозицией, то вспомнили о прежней находке. Обратились в ЖЭК. Чтобы обнаружить якорь, пришлось подняться на второй этаж здания конторы – для проведения «рекогносцировки». Сверху определили  место его «залегания», ну а дальше уже все просто: завод дал машину, кран и грузчиков, и якорь занял свое почетное место в экспозиции.
Возле входа в музей установлена  композиция из двух якорей, разработанная работником отдела главного архитектора Ижорских заводов В.Семеновым (на фото). Четырехрогий речной якорь-«кошку» также обнаружили при чистке Ижоры. Кто-то из работников цеха № 5 увидел, когда «кошку» поднимали из воды. Тут же нашел тачку, помощников, и находка обрела новое место возле входа в цех. Перед открытием новой экспозиции музея в 1993 году работники музея обратились к «хозяевам» якоря с просьбой передать его музею. Те не противились
Якорь, что в паре с четырехногим, получен из воинской части № 20570, располагавшейся в Петербурге, а именно в Новой Голландии. Командир части Л.А.Васильев подарил еще один якорь системы Холла. Этот  находится на лестнице первого этажа. А стоящую в музейном вестибюле еще одну «кошку» выменяли на металлолом  на разделочной площадке в Угольной заводи Петербурга.
Во многих городах необъятной России и ближнего зарубежья можно встретить ижорские изделия такого типа. Возьмем, например, Кронштадт. Здесь, на Якорной площади возле памятника адмиралу С.О.Макарову, созданы четыре композиции – каждая из трех якорей. На каждом стоит марка «АИЗ» (Адмиралтейские Ижорские заводы), указан порядковый номер и вес изделия.
На Дальнем Востоке памятником является якорь с фрегата «Паллада», поднятый со дна бухты Золотой Рог. В 1852–1854 годах фрегат совершил кругосветное путешествие, которое прекрасно описал И.Гончаров, летописец этого  похода. Якоря фрегата «Крейсер» и брига «Аякс»  установлены в бывших русских поселениях в Калифорнии. Есть такие и на Камчатке.
На Ижорских заводах якоря изготавливали почти в течение двух веков. К началу ХХ века было освоено больше десятка различных  типов: Паркера, Роджера, Мартина, Портера, Тротмана, Холла, мертвые, грибовидные, четырехрогие, бром-дреки, дреки. По своему назначению они  делились на становые, корпусные, подпускные, носовые, минные, речные, шлюпочные и др. Только  за 1906–1909 годы  ижорцы изготовили якорей общим весом 17 740 пудов различных систем и размеров. Так, например,  якоря для броненосцев достигали 480 пудов.
Проектирование якоря  составляло сложную задачу. Он должен обладать хорошей держащей силой на всяком грунте и компактностью, быть прочным при возможно меньшем весе, удобным при опускании и поднятии. Откованный якорь подвергался сложным испытаниям. Его бросали на железную плиту, прослушивали на звук. Ударяя по нему тяжелым молотом, пробовали натяжением на гидравлической машине. Если  якорь выдерживал испытания, его клеймили: выбивали название завода, год изготовления и вес.
В заключение назовем несколько кораблей, для которых ижорцы  изготовили якоря. Это – броненосец  «Князь Потемкин Таврический» (больше известен как  броненосец «Потемкин»), крейсеры «Адмирал  Макаров» и «Светлана», канонерские лодки «Кореец» и «Гиляк» и многие другие. Ими были оснащены  в разные годы суда, совершившие кругосветные путешествия, – «Надежда» и «Нева», «Диана», «Камчатка», «Суворов», «Рюрик» и «Паллада».
Галина Ефимова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Реклама в газете: будь в фокусе читателя