Газета ОКНО - Независимая газета Колпинского района Санкт-Петербурга
Get Adobe Flash player

vkgroup

Резонанс

Недавно я узнала, что в августе далеко от Родины скончался человек, общение с которым я очень уважала и ценила… Леонид ...
Моему поколению, считай, повезло: в наше молодое время мы могли свободно передвигаться на любом виде транспорта по всей ...
В редакцию наши читатели принесли письма от своих родственников с Украины – с ее восточной части, где, по мнению Киевской ...
В № 20 нашей газеты от 5 июня в статье «Дураки и дороги» читатели обратили внимание на одну из острых колпинских проблем – ...
Правительство исключило из бюджета статью о субсидировании доставки подписных изданий. Из-за отмены субсидий «Почте ...

Погода в Колпино

Авторизация



Апрель 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Главная Новости Колпино и окрестностей МИРУ – НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ

PrinzessaИнформация об открытии 2 сентября очередной осенней выставки членов и участников творческого объединения «Талант» в Ротонде КДЦ «Ижорский» уже прошла в предыдущем номере газеты «Окно». Хотелось бы ее дополнить. 34 художника представили 89 работ, выполненных в различных техниках и жанрах: живопись, художественная фотография, графика, декоративно-прикладное искусство. И стоит порадоваться, что даже в довольно пестрой картине выставки можно без труда выделить то яркое, животворящее, что притягивает и побуждает к созиданию. Хочется остановиться не только на примерах высокого мастерства, но и на кропотливой, влюбленной работе тех мастеров, которые в своем постижении «иной» картины мира (а ведь именно так можно назвать иносказательную реальность изобразительного искусства) познали первые творческие удачи.

Как это ни странно, но именно первые взлеты порою оказывают более сильное впечатление: заряжают каким-то неистовым энтузиазмом и профессионала, не говоря уже о простом любителе искусства, зрителе. Кажется, душа, внезапно постигнувшая тот или иной секрет «иносказательной реальности» (мира изобразительного искусства), становится осязаема и прекрасна. За красотой – как и должно быть в мире изящного – стоят терпеливый труд, безропотная работа над той или иной проблемой… Всё это скрыто от зрителя, который тем больше поглощен творением художника, чем больше выстрадано, испытано творческой натурой, но утаено от взгляда.

 

Перечисляя те или иные творческие «вспышки», которые вспыхивали на выставке ярче остальных, я понимаю, что другой человек мог увидеть бы совсем другие пламенеющие или зачинающиеся искры.
Итак, начнем наше небольшое путешествие. Если идти по окружности (вернее, по  полукругу) залы (не зря она называется Ротонда!), взгляд зрителя удерживают работы Б.Ильина «Одуванчики» и И.Ижко «Малая Ижора. Таяние снега». Какой-то деревенской простотой и ароматом позднего цветения одуванчиков веет от картины Ильина. Качества общей декоративности пятен – с четким контуром и точным оттенком цвета – это то, чему уделяли так много внимания наши художники первой трети XX века – Б.Кустодиев, Н.Крымов, А.Рылов. В картине Ижко пленительны многие детали письма, в котором прослеживается внимательное и чуткое отношение живописца к передаче тонких цветовых соотношений талого снега (чернеющего, но все равно белого) и освобождающейся ото льда воды, еле проступающей зелени леса и синевы неба. Движение воздуха, течение реки – всё это по-настоящему живо.
В схожей по колористическим достоинствам работе А.Требунского «Солнечный полдень на Мойке» схвачено столь типичное состояние летнего дня в Петербурге, когда солнце разливается бок о бок с тревожным предчувствием грозы. Удачно попадание художника в цветовую гамму Мойки с ее вечно затененной правой стороной (где Главный штаб) и вечно залитой светом другой (где Певческая капелла, через Синий мост – Строгановский дворец). Декор зданий – сложный рисунок каждого фасада дома этой парадной части города – присутствует намеками, что смотрится корректно ввиду этюдных качеств работы.
Портретов на выставке, к сожалению, немного. Тем более следует отметить образы, созданные О.Нефедьевой. Утонченность темной палитры красок в «Марио» (портрет мужчины в шляпе) и психологизм «Машеньки» довольно сложные задачи в живописи, подвластные тем, кто готов изучать саму метафизику живописи. «Иная» реальность искусства постижима только через опыт – обрести его можно в постоянном соотношении своего видения с некой умозрительной реальностью, которая возникает сперва угрожающим повелителем (как у начинающих художников), а потом – мудрым помощником (к чему должен стремиться художник). Эти две работы Нефедьевой, действительно, способны внушить понятие «осмысленности» живописи, и хочется пожелать схожих устремлений многим начинающим на ниве искусства.
В простенках между окнами (за рядом колонн – это другое полукружие залы) как будто преднамеренно расположились пейзажные мотивы: «Оять» К.Савельевой, «Тихий уголок» А.Нехорошева, еще одни «Одуванчики» – теперь это акварель Ю.Петровой. Ценным в названных работах (все они небольшие) кажется легко считываемое настроение авторов: жизнерадостное приятие жизни у Савельевой; лиризм – в «Тихом уголке» Нехорошева; придыхание, вкрадчивый шепот – в «Одуванчиках» Петровой.
Обращают на себя внимание художественные опыты С.Шауловой в фотографии: ее мотивы речных отражений («Сквозь тростник» и др.) дают нам представление о тех основах графизма, которые достижимы и преследуемы художниками в разных видах искусства.
В работах Н.Сокаревой, несмотря на наивизм (что благодаря таким художникам-экспрессионистам, как Анри Руссо, Фрида Кало и пр., не имеет никакого уничижительного оттенка), зритель способен почувствовать жгучий заряд веры-надежды-любви. «Дом восходящего солнца» самый удачный из трех представленных художницей опытов в сложных техниках (изобретаемых ею самой – в основном, с гуашью, акрилом и пастелью).
Если говорить о работах, размещенных с другой стороны колонн, то наиболее заметны здесь небольшие мотивы С.Соколова, которые – в своей декоративной определенности ритмических пятен и линий – несут потенциал для больших полотен (речь идет в особенности о «Венеции»).
Удачно скомпонованной в экспозиции выставки кажется стена, противоположная полукруглой оконной. Большие полотна сочетаются с работами немного меньшего формата, но композиционный центр, так или иначе, создают осеннее полотно П.Михайлова «Один день осени» и тематически созвучное ему полотно С.Семенкова «Желтые цветы». Насколько решенным на полутонах и тонких касаниях кажется натюрмортный мотив яблочного изобилия у одного художника (Михайлов), настолько декоративным, контрастным видится «парад» красных яблок у другого (Семенков). Две работы выгодно заиграли в присутствии друг друга, подчеркнув достоинства и особенности каждой из них, подсказав зрителю извечный замысел мира – в его единстве и борьбе противоположностей.
Работа И.Гагариной «Портрет матери»: фактурный мазок кисти, широта письма в одних местах и тонкость касаний в других (в лице), лиловый и белый «водопад» фона (можно сказать, обобщенный «занавес»), живописные переходы в самом портрете – это замечательные средства для создания законченного произведения. Несмотря на эффектность данного полотна, оно кажется наполненным самыми трепетными светлыми чувствами, что, очевидно, является главным замыслом картины. Хочется порадоваться за художницу, которая сумела создать столь пленительный образ родного человека.
Отметив здесь полотна одних художников, но обойдя другие ввиду формата обзора (оговаривалось, что он будет кратким), несомненным кажется всё же одно: творческое рвение каждого из участников выставки насыщает наш прекрасный и яростный мир новыми и новыми звучаниями. И то, что художники города Колпино дерзают и творят, создавая не-военную, «иную» летопись города – это залог появления нового его образа – когда, словно в стеклянной мозаике, из творческих «вспышек» возникает во тьме свет…
Анастасия БЕЗГУБОВА, искусствовед
Фото Михаила МАТРЕНИНА

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Реклама в газете: будь в фокусе читателя