Газета ОКНО - Независимая газета Колпинского района Санкт-Петербурга
Get Adobe Flash player

vkgroup

Резонанс

Недавно я узнала, что в августе далеко от Родины скончался человек, общение с которым я очень уважала и ценила… Леонид ...
Моему поколению, считай, повезло: в наше молодое время мы могли свободно передвигаться на любом виде транспорта по всей ...
В редакцию наши читатели принесли письма от своих родственников с Украины – с ее восточной части, где, по мнению Киевской ...
В № 20 нашей газеты от 5 июня в статье «Дураки и дороги» читатели обратили внимание на одну из острых колпинских проблем – ...
Правительство исключило из бюджета статью о субсидировании доставки подписных изданий. Из-за отмены субсидий «Почте ...

Погода в Колпино

Авторизация



Июнь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Главная Новости Колпино и окрестностей  КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО

shyljenkoНародная артистка СССР (1971) Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года на Украине в Харькове, в семье, где папа серьезно увлекался игрой на духовых инструментах, играя в любительском оркестре. Еще в раннем возрасте Клава постоянно принимала участие в художественной самодеятельности своего двора.


Песенная слава приходила постепенно. Однажды, Шульженко познакомилась с поэтом Павлом Германом. И он предложил ей, молодой певице – несколько своих песен, в том числе ставшую скоро знаменитой «Песню о кирпичном заводе», написанную совместно с  композитором Валентином Кручининым. Исполнение именно этой песни принесло начинающей певице настоящий успех. После чего в основу ее репертуара легли новые песни других авторов.
И с таким песенным багажом она приехала весной 1928 года покорять Ленинград.
Успешный дебют молодой певицы выпал на праздничный концерт в Театре оперы и балета. И, как говорится, и пошло и поехало… Шульженко пела о простых людях – о комсомолках 1930-х годов. Как она, так в основном и выглядели все девушки молодой Советской республики. Коротко остриженные белокурые волосы, приветливое открытое русское лицо.
Вскоре у певицы появился свой оркестр. Им стал джаз-оркестр под управлением   Я.Скоморовского. К тому периоду относятся премьеры ее таких разных по характеру песен: «Андрюша», «Часы», «Руки», «Мама» и др. Шли 1936–1939 годы. Шульженко с джаз-оркестром гастролировала по всей стране и выступала на лучших концертных площадках. Впрочем, выступали они там, куда их приглашали: это были и рабочие клубы, и сценические площадки на заводах,  фабриках и в помещениях кинотеатров.
5 ноября 1939 года долгожданный концерт состоялся в Колпине. Рабочий театр вместил далеко не всех желающих увидеть звезду эстрады. Газета «Ижорец» от 14 ноября (за день до выступления!) известила, что вечером 15 ноября в театре будет большой концерт джаз-оркестра Якова Скоморовского с участием Шульженко, Коралли, Плато и др.
И самое интересное. В том концерте в качестве музыканта выступал Георгий Петрович Мосякин, который много позднее стал жителем города Колпино. Мне, автору этой корреспонденции, в марте 1999 года удалось познакомиться с этим человеком и он рассказал мне следующее: «В 1937–1939 годах я играл на саксофоне в оркестре Якова Скоморовского. В то время солисткой оркестра была Клавдия Шульженко. Также работал в оркестре Коралли – маленький красивый итальянец, который был ее мужем. С оркестром Скоморовского расстался в 1939 году, так как оркестр готовился к гастролям, а я учился в авиационном институте и нельзя было совмещать эти два дела. Да и совсем скоро, в конце 1939 года, меня призвали в армию».
Скоморовских, оказывается было три брата, причем все они были музыканты. Но между собой никогда не ладили и часто ссорились. Яков был грубый, на репетициях мог любого «облаять». По словам Мосякина, руководитель джаз-оркестра был очень требовательным. Следил, чтобы музыканты опрятно выглядели. Если музыкант не побрит, мог его обругать. Всегда сам осматривал концертную форму, не доверяя своим помощникам. В 1939 году оркестр расстался со своей солисткой Клавдией Шульженко и с этого периода начал терять свою популярность, а потом распадаться.
У Мосякина очень интересная и вместе с тем трагическая судьба. После Великой Отечественной войны он жил и работал в Грозном. А в 1993 году там грянули известные события, и, спасая жизнь себе и своим близким, Мосякины бросили всё и переехали в Колпино. Так с сентября 93-го Георгий Петрович стал колпинцем. Он мало кому открывал дверь, так как был напуган чеченцами. Его хотели там убить, зарезать, повесить… и Слава Богу, что он выжил и теперь обретал уверенность в себе.
Но вернемся к главной героине этого повествования – Клавдии Шульженко.
Спустя месяц после триумфального концерта в Рабочем клубе города Колпино, в декабре 1939 года ее пригласили участвовать в 1-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (он проходил в Колонном зале Дома союзов, и участие в нем принимали многие будущие звезды советской эстрады: А.Райкин, М.Миронова, К.Джапаридзе и др.). В конкурсе вокала вместе с нашей героиней в первом туре выступали 160 человек. К третьему туру их уже осталось 12. Среди этой дюжины счастливчиков была и Клавдия Ивановна.
Решающее для нее выступление на конкурсе состоялось 16 декабря. Исполнила три обязательные песни и собиралась было уйти со сцены, когда зал внезапно взорвался аплодисментами. Слушатели стали просить певицу исполнить еще одну песню на «бис» (это при том, что «бисы» на конкурсе были запрещены). Наша героиня поначалу растерялась, но затем, увидев счастливое лицо И.Дунаевского, который возглавлял жюри конкурса, решилась и вновь вышла на сцену. Она исполнила «Записку», после чего зал вновь взорвался аплодисментами. То был триумф Клавдии Шульженко.
Визитной карточкой в годы войны, безусловно, стала песня «Синий платочек», польского композитора Иржи Петербургского (автора танго «Утомленное солнце»).
После того как гитлеровцы двинулись на Польшу, Петербургский перебрался в нашу страну. В 1940 году он выступал  в Москве со своим джаз-оркестром. Здесь, в номере гостиницы, и написал песню-вальс «Синий платочек». Первым исполнителем стал певец Станислав Ляндау. В его исполнении «Синий платочек» услышала и Шульженко. Он ей так понравился, что она тут же включила эту песню в свой репертуар.
В апреле 1942 года по последнему льду Дороги жизни Шульженко со своим джаз-ансамблем приехала из блокадного Ленинграда в Волхов. Там после концерта она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой» лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав, что он увлекается поэтическим творчеством, Шульженко попросила его написать новые слова для «Синего платочка». Тот согласился. В ночь с 8 на 9 апреля родились знаменитые теперь строчки, которые 12 апреля певица впервые исполнила на концерте в железнодорожном депо станции Волхов. Успех песни был огромным! С этого дня «Синий платочек» зазвучал везде, и поныне без него не обходится ни один концерт, посвященный Великой Победе. Это песня, победившая фашизм, песня-победитель!
Владимир Атисков

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Реклама в газете: будь в фокусе читателя