Газета ОКНО - Независимая газета Колпинского района Санкт-Петербурга
Get Adobe Flash player

vkgroup

Резонанс

Недавно я узнала, что в августе далеко от Родины скончался человек, общение с которым я очень уважала и ценила… Леонид ...
Моему поколению, считай, повезло: в наше молодое время мы могли свободно передвигаться на любом виде транспорта по всей ...
В редакцию наши читатели принесли письма от своих родственников с Украины – с ее восточной части, где, по мнению Киевской ...
В № 20 нашей газеты от 5 июня в статье «Дураки и дороги» читатели обратили внимание на одну из острых колпинских проблем – ...
Правительство исключило из бюджета статью о субсидировании доставки подписных изданий. Из-за отмены субсидий «Почте ...

Погода в Колпино

Авторизация



Май 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Главная Обратная связь «МЕТЕЛЬ» В МАЕ

 

metelВ Колонном зале РГПУ им. Герцена царила предконцертная суета: музыканты еще извлекали из своих инструментов звуки, заканчивая репетицию, актеры убирали костюмы, а руководители совещались. Всё как бы говорило – произойдет что-то грандиозное. Премьера: концерт-спектакль «Метель» по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина с участием Актерской мастерской А.Н.Максимова и Молодежного русского народного оркестра «Серебряные струны».

– Сегодня прозвучит знаменитая пушкинская «Метель», – начал Александр Николаевич Афанасьев – руководитель и дирижер оркестра – свое вступление. – Именно прозвучит. Гениальный пушкинский текст будет исполняться вместе с гениальной музыкальной иллюстрацией Георгия Васильеича Свиридова. Для начала, три даты. Год 1830-й. Нижегородское имение Пушкина. Именно 20 октября – за один день – поэт пишет одну из повестей Белкина – «Метель». Проходит 130 с небольшим лет, и кинорежиссер Владимир Басов решает снять по ней фильм. Он обращается к Свиридову с просьбой о музые. Проходит еще 13 лет, и композитор решает из этих музыкальных фрагментов создать музыкальную сюиту.. Что же получается? Гений Пушкина сделал нас свидетелями, казалось бы, рассказа-пересказа, провинциального анекдота, судите сами. И вот когда два удивительных начала – пушкинская ирония и поэзия музыки Свиридова – соединяются на одной сцене, происходит чудо.
После эмоциального вступления Афанасьев повернулся к оркестру, взмахнул дирижерской палочкой, и полилась музыка. Зал погрузился в атмосферу, наполненную поэтическими образами. Оркестр, повинуясь руке дирижера, играл, как единое целое. Мастерство и талант молодых дарований удивляли и восхищали зрителей.
Но вот музыка стихла, и на сцене появились актеры. Началось повествование. Казалось бы, эти молодые люди рассказывали всем уже знакомую повесть, их герои обращались и друг к другу, и к зрительскому залу, подчеркивая анекдотичность и курьезность сюжета «Метели» ненавязчивым юмором. Единство музыкальных и сценических образов заставляло зрителей забыть о времени.
После концерта я смогла задать несколько вопросов руководителю оркестра «Серебряные струны».
– Александр Николаевич, Вы сами из Колпина. А еще есть ли у Вас в оркестре колпинские музыканты?
– К сожалению, нет. Вот только я и моя супруга. Все остальные исполнители – из разных учебных заведений Санкт-Петербурга, молодые педагоги, участники других оркестров, которые являются музыкантами  оркестра «Серебряные струны».
– Есть ли у Вас в практике примеры традиционного исполнения?
– Вы имеете в виду обычные концерты русского оркестра? Конечно! Сегодняшний эксперимент сочетания поэзии Свиридова и иронической прозы Пушкина, который мы сделали вместе с мастерской Андрея Николаевича Максимова, – это смелый шаг. А так оркестр живет своей напряженной творческой жизнью, регулярно дает концерты.  Как правило, это – программа в двух отделениях с участием солистов, где представлены лучшие образцы отечественной и зарубежной классики, современной музыки, народные мелодии в аранжировках для оркестра. Мы побывали практически во всей Европе. Последнее время чаще ездим во Францию, в Бельгию, Голландию, Германию.
– А по России гастролируете?
– Здесь сложнее. К моему величайшему сожалению, на сегодня в России нет того механизма, который бы привел в соответствие возможности таких творческих коллективов, как наш, и потребности той живой аудитории, которой это действительно необходимо. Возникает вопрос: вот сели музыканты в поезд и поехали туда, где их ждут, кто им оплатит билеты, проживание... Мы, к сожалению, не можем себе этого позволить. А вот государство, как мне кажется, могло бы позаботиться о том, чтобы соединить тех, кому необходимо это слушать, и тех, кто может донести это. За рубежом всё настолько более востребовано, что оркестр ездит туда практически без каких-либо спонсоров, без какой-либо государственной поддержки – за счет принимающей стороны, которая, по сути, оплачивает и дорогу, и проживание, и концерты, в общем, всё. Люди нуждаются в постоянном общении с культурой.
– Ставить такие спектакли, как «Метель», пробуется в первый раз?
– Здесь, на базе университета им. Герцена, действительно, впервые. Старейший педагогический вуз страны! И я считаю, что мы обязаны готовить вот такие музыкально-образовательные программы, показывать их здесь, может быть, тиражировать их в виде видеозаписей, приглашать сюда нашу молодежь, учителей, устраивать всероссийские семинары поборников культуры... «Метель» только первый шаг. Кстати, наш оркестр достаточно регулярно выступает в общеобразовательных школах. 
– Какие еще спектакли планируется представить?
– В наших с Андреем Николаевичем планах озвучить Есенина, стихи которого актуальны во все времена.
– Сегодня оправданы ли Ваши надежды в плане игры актеров, музыкантов, количества зрителей?
– Я, откровенно говоря, не надеялся, что будет зритель. Специально никто не зазывал. Была какая-то минимальная интернет-реклама. Не было даже напечатано и расклеено по городу визуальных афиш. Но третья часть зала была, даже больше! Всегда, когда с другой стороны рампы мы слышим зрителя, чувствуем его внимание, возникает процесс творчества!
– Когда и где можно будет увидеть «Метель» еще раз?
– Думаю, что в следующем сезоне подобная работа уже будет организована как постоянно действующий цикл абонементных концертов.

Опыт совместных постановок оркестра и актерской мастерской несомненно будет накапливаться, но уже сейчас любители музыки могут посетить ближайший концерт «Серебряных струн». Это российская премьера симфонической сюиты «ДОГОРА» современного французского композитора Этьена Перрюшо (транскрипция для русского народного оркестра). Участие примут также детский хор Школы искусств им. Г.В.Свиридова, два студенческих хора и оркестр русских народных инструментов музыкального училища им. Н.А.Римского-Корсакова, французский хор «ШАНТАДУР». Сюиту можно услышать 10 мая в Кафедральном соборе Святых Апостолов Петра и Павла (Петрикирхе), Невский проспект, 22-24. Вход свободный.
Александра КУХТО, фото автора

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Реклама в газете: будь в фокусе читателя