Газета ОКНО - Независимая газета Колпинского района Санкт-Петербурга
Get Adobe Flash player

vkgroup

Резонанс

Недавно я узнала, что в августе далеко от Родины скончался человек, общение с которым я очень уважала и ценила… Леонид ...
Моему поколению, считай, повезло: в наше молодое время мы могли свободно передвигаться на любом виде транспорта по всей ...
В редакцию наши читатели принесли письма от своих родственников с Украины – с ее восточной части, где, по мнению Киевской ...
В № 20 нашей газеты от 5 июня в статье «Дураки и дороги» читатели обратили внимание на одну из острых колпинских проблем – ...
Правительство исключило из бюджета статью о субсидировании доставки подписных изданий. Из-за отмены субсидий «Почте ...

Погода в Колпино

Авторизация



Май 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Главная Тема недели ИЖОРСКИЕ ЗАВОДЫ остаются лидером наукоемкого машиностроения

Колпино, Ижора, Ижорские заводы – такой ассоциативный ряд возникал у любого советского человека, когда звучало имя нашего города. Пришли иные времена, нет уже той страны, но название Ижорских заводов по-прежнему узнаваемо. Нужно ли говорить, что означает оно для нашего города, для нас, его жителей? Завод, с которого началась биография Колпина, завод, за который воевали, завод, который восстанавливали всем миром и где так же работали – семьями, поколениями, династиями. Градообразующий – слишком формальное определение для Ижорского, который дал колпинцам не только великолепную, лучшую в свое время социальную сферу (стадион и бассейн, пионерский лагерь и база отдыха, Дворец культуры, детские сады, подшефные школы и многое другое), но и – что немаловажно – возможность гордиться своей достойной трудовой биографией. Как бы «по-советски» сейчас ни звучало, но ижорская закалка и ижорское братство были далеко не пустые слова. Именно поэтому всё, что происходило с заводом, начиная с середины 1990-х годов, колпинцы переживали как личную трагедию: акционирование, продажу стана-5000, закрытие цехов, сокращения… И даже несмотря на то, что сейчас вся огромная территория поделена на десятки разнопрофильных предприятий и называется Ижорской промышленной площадкой, местные жители по-прежнему именуют её Ижорой, имея в виду наш главный, единственный, славный и знаменитый завод.

В марте 2013-го Ижорские заводы возглавил Олег Урнев, известный колпинцам как руководитель Ижорского трубного завода. По мнению специалистов, приход в компанию успешного топ-менеджера, уже знакомого со спецификой Ижорской промышленной площадки, позволяет говорить о новом этапе развития предприятия, об его продвижении на мировом рынке атомного и нефтехимического машиностроения. С именем нового генерального директора связывают свои надежды на стабильное будущее трудового коллектива и лидеры заводской профсоюзной организации.
Сегодня Олег Владимирович Урнев – гость нашей редакции.
– Олег Владимирович, невозможно не начать наш разговор с того обстоятельства, что для колпинцев  всё, что расположено за забором ижорской промзоны, по-прежнему именуется Ижорским заводом. Что на данный момент представляет собой предприятие, давшее жизнь городу Колпино?
– Начнем с того, что само название – Ижорские заводы, – выбранное почти 300 лет назад, оказалось очень удачным и точным. Это ассоциация и с местностью, и с рекой, и с древней народностью ижоры, славящейся своим трудолюбием. На берегу Ижоры производство развивалось постепенно, и рядом с пильной мельницей в XVII веке стали появляться заводы: якорный, медный, литейный. В настоящее время на территории Ижорской промышленной площадки работает несколько предприятий – это тоже в какой-то степени историческая закономерность, как и восприятие всего, что располагается за заводским забором, как нечто единого и называемого Ижорскими заводами.
Но нужно понимать, что дезинтеграционные процессы все-таки произошли, причем по абсолютно объективным причинам. Завод, на котором в советские времена работали почти тридцать тысяч человек и который изготавливал всё: от гаражей и столовых приборов до атомного реактора, мог существовать только в условиях плановой экономики, когда функцию заказчика осуществляло государство, а задачей производства было выполнить этот государственный заказ. В новых экономических условиях перед всеми предприятиями встал вопрос выживания, главной задачей становился не просто выпуск товара, а поиск покупателя на этот товар. Для этого на Ижорских заводах было принято решение выделить отдельные производственные направления в самостоятельные бизнесы, которые бы развивали собственную продуктовую специализацию. ИЗ-КАРТЭКС, например, пошел по пути создания новых образцов горной техники. Ижорские заводы  долгое время существовали только в одном сегменте – выпуск оборудования для АЭС. Потом  освоили изготовление тяжелых сосудов для нефтехимической отрасли – и это было стратегически правильное решение. Я благодарен своим предшественникам за то, что в свое время было сделано всё необходимое для его реализации: разработка и освоение технологии изготовления нефтехимических реакторов, оснащение цехов необходимым оборудованием, обучение персонала и т.д. Таким образом, несмотря на потери, нашим предприятиям удалось сохранить позиции на традиционных рынках и освоить новые, а главное – удалось сохранить формировавшуюся годами элиту высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров, уникальную техническую базу и крепкие профессиональные традиции. Сегодня машиностроительный холдинг «Объединенные машиностроительные заводы» на Ижорской площадке представлен четырьмя основными предприятиями: Ижорские заводы, ОМЗ-Спецсталь, ИЗ-КАРТЭКС им.П.Г.Коробкова и ОМЗ-Литейное производство. На предприятиях работает почти 7,5 тысячи человек – в большинстве своем высочайшие специалисты, преданные своей профессии. Что касается тех активов, которые были проданы, то для большинства из них были найдены достойные инвесторы. Например, такие, как Северсталь, вложившая в развитие листопрокатного стана «5000» и строительство Ижорского трубного завода значительные средства и создавшая не один десяток рабочих мест для колпинцев.
– 1990-е годы принято относить к периоду становления рыночной экономики, нулевые годы – ко времени развития рыночной экономики. Как бы Вы охарактеризовали сегодняшний день для Ижорских заводов?
–  Сейчас мы вступили в фазу завершения цикла классического машиностроения и перехода к машиностроению инновационному. Мы видим, что рынок традиционного горнорудного оборудования, рынок спецсталей, рынок реакторного оборудования не растут такими темпами, как это было до кризиса 2008 года. Поскольку изменилась экономическая обстановка, меняются рынок и требования к продукту, то, соответственно, должны меняться и наши предприятия. Нам необходимо внедрять инновационные технологии, разрабатывать новые виды продуктов,  развивать сервисные услуги.  Еще один ресурс для повышения эффективности нашей работы – это усиление взаимодействия между предприятиями Группы ОМЗ. Да, наши производства работают на разных рынках, но во многих аспектах мы можем объединить усилия. Мы находимся в одном холдинге, поэтому в вопросах внешней кооперации должны, прежде всего, загружать собственные мощности. Кроме того, у предприятий Ижорской площадки много общих бизнес-процессов. Мы можем и должны их консолидировать, централизовать для повышения общей эффективности.
– Скажите, на Ваш взгляд, возможно ли Ижорским заводам вновь стать таким же гигантом, как это было в период их расцвета – в 1980-е годы?
– Я не готов предсказать такое будущее. Рынку нужен современный, конкурентоспособный продукт, и завод полного цикла, который делает всё сам – «от руды до экскаватора», сейчас уже невозможен. В каждой товарной группе (металлопродукция, режущий инструмент, сварочные материалы, крепеж и т.д.) сформировались технологические лидеры, и какой-то ресурс выгоднее покупать, нежели производить самому. Ни одно предприятие в мире сейчас не производит всё самостоятельно – это касается и автомобилестроения, и авиастроения, и любого другого сектора машиностроения.
– Еще в советское время было немало сделано для того, чтобы бренд Ижорские заводы был известен на мировом уровне. Это актуально в нынешних условиях?
– Клиент сейчас меньше реагирует на бренд, а больше – на цену продукта. Потребление не растет так быстро, как всем хотелось бы, конкуренция с каждым годом всё жестче. На мировые рынки вышло много новых производителей нефтехимического оборудования из Южной Кореи, Китая, Индии, предлагающих свою продукцию по более низкой цене. У покупателя появился выбор – работать с традиционными, проверенными поставщиками либо закупить более дешевую продукцию у компаний, которые могут не обладать серьезными референциями. И в последнее время заказчики все чаще выбирают второй вариант.
Для нас, для города Колпино, для Санкт-Петербурга и всего Северо-Запада России бренд Ижорские заводы всегда был, есть и будет – в этом я нисколько не сомневаюсь. Завод прошел через сложные времена, и мы им гордимся. Да, площадка многое потеряла: и по численности персонала, и по объему продукции, но надо понимать, что для этих изменений были объективные предпосылки, что по-другому быть просто не могло. Наоборот – это показатель эффективности управления компанией, потому что  попытка сохранить устаревшую модель производства была бы ошибкой. С другой стороны, базовые продукты и кадровый костяк сохранен, и более того – они развиваются. И по многим позициям выпускаемой продукции мы сейчас гораздо сильнее, чем были в 1980-е, лучшие для предприятия годы, так как производим быстрее, дешевле и качественнее. Поэтому Ижорские заводы остаются лидером наукоемкого машиностроения. Мы сильны именно тем, что можем делать сложные продукты. В частности, ИЗ-КАРТЭКС фактически остался единственным в России заводом, который  производит тяжелые карьерные экскаваторы, да еще и делает это с меньшей себестоимостью, чем у китайских конкурентов. А Ижорские заводы вышли на растущий рынок нефтехимического оборудования, где с успехом конкурируют с мировыми производителями. 
– Олег Владимирович, скажите, каков сейчас портфель заказов на предприятии? Каковы прогнозы на перспективу? Есть ли крупные проекты, в частности, для атомных станций?
– На данный момент у Ижорских заводов есть заказы до 2016 года, а иметь портфель заказов на ближайшие три года – очень хорошо для машиностроительного предприятия. Другое дело, что наши мощности и персонал позволяют произвести больше, поэтому мы активно работаем над тем, чтобы увеличить загрузку нашего производства. Как правило, инвестиционные решения наши клиенты принимают в конце года, поэтому четвертый квартал для нас – период контрактации. Сейчас мы ведем активную работу с ключевыми клиентами по проектам нефтехимии. В ближайшее время будут разыгрываться лоты по новым проектам корпорации «Росатом». Это три крупных объекта: АЭС в Турции, вторая очередь АЭС Куданкулам в Индии и Курская АЭС в России. В перспективе – Смоленская АЭС, кроме того, один энергоблок АЭС в Иордании, на строительство которых Атомстройэкспорт уже объявлен победителем. Повторю, что существующий сегодня портфель заказов позволяет нам вполне уверенно смотреть в будущее, но мы можем и должны принять больше заказов. В следующем году предполагается заключить контракты на сумму не менее 9,5 млрд рублей, и это будет рекордный показатель. По итогам 2013 года мы планируем контрактацию на уровне 9 млрд рублей. Для сравнения: в предыдущие годы средний показатель был порядка 6 млрд. Так что позитивная динамика очевидна.
– Ижорский завод во все времена серьезно занимался кадровой политикой. Непрерывно работала цепочка: школа – ПТУ (лицей) – Машиностроительный техникум (колледж) – вуз  – предприятие. Сохраняются ли эти традиции сегодня?
– Эти традиции, безусловно, сохранены и развиваются.  У нас налажена шефская работа со  школами Колпинского района, мы активно сотрудничаем с Санкт-Петербургским политехническим колледжем и Ижорским профессиональным лицеем, со многими высшими учебными заведениями Санкт-Петербурга. Мы оказываем им материальную помощь, организуем конкурсы профмастерства, регулярно проводим экскурсии на производства, организуем производственную практику студентов. Казалось бы всё хорошо. Но на самом деле оптимизма не так уж много. К сожалению, образовательные программы в училищах и даже в вузах устарели и серьезно отстают от наших потребностей как работодателя. В тех же профессиональных лицеях, где готовят сварщиков, даже нет таких специализаций, как автоматическая сварка под флюсом, сварка в среде защитных газов или сварка в узкощелевую разделку. Необходимо серьезно менять образовательный процесс, чтобы выпускники лицеев и колледжей могли приходить на производственную практику, обладая теоретическими знаниями и хотя бы первичными навыками работы на современных сварочных стендах и обрабатывающих центрах с ЧПУ. Но эта задача должна решаться на уровне государства, хотя мы, как работодатель, никогда не откажемся от сотрудничества и всесторонней помощи нашим профильным образовательным учреждениям.
– Когда-то у Ижорского завода была серьезная социальная сфера и сильный профсоюз. Каково Ваше отношение к существующим в этих сферах проблемам?
– Руководство всех наших предприятий, при поддержке основного акционера Газпромбанка, уделяет очень большое внимание социальным вопросам – и условиям труда, и охране труда и технике безопасности, и социальному пакету. ДМС, дотации на питание, ежегодные индексации заработной платы – все эти вопросы прописаны в наших коллективных договорах и строго соблюдаются работодателем. Клуб ветеранов для нас также в приоритете, жизнь этой общественной организации очень важна для бывших работников-ижорцев. Для ветеранов мы регулярно проводим экскурсии в цеха, обсуждаем состояние дел на предприятии. Вся эта работа ведется в тесном взаимодействии с нашими профсоюзными организациями. И конечно, мы заинтересованы в том, чтобы у нас  был единый профсоюз. Прекрасно понимаем, что профсоюз – это представитель нашего трудового коллектива, и сотрудничать с ним просто необходимо. Иначе ты не будешь знать, что волнует сотрудников, какие у них есть вопросы, проблемы, ожидания. Мы надеемся, что профсоюзы на Ижорских заводах, в конце концов, объединятся, и здравый смысл восторжествует, как это было всегда на нашем предприятии. Понимаем, что для этого просто нужно время.
– Олег Владимирович, огромное Вам спасибо за столь обстоятельную беседу. Хочется надеяться, что наши читатели еще неоднократно смогут узнать из первых уст о том, как и чем живет Ижорский завод.
Беседовала  Ольга ГОРДЕЕВА

Олег Владимирович Урнев
Родился 20 августа 1967 г. в Череповце Вологодской области.
В 1991 г. закончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-строитель».
С 1994 г. начал работу в ОАО «Северсталь» на должности инженера одного из производств Череповецкого металлургического комбината.
В 2002 г. закончил Институт профессиональных управляющих «АССА» по специальности «финансовый менеджмент».
С 2002 по 2005 г. занимал руководящие посты в компании «Северсталь-Эмаль».
В 2003 г. закончил Открытый Британский университет «Линк».
С 2005 по 2009 г. – генеральный директор ЗАО «Ижорский трубный завод».
В 2006 г. получил степень МВА в бизнес-школе университета Нортумбрия           (г. Ньюкасл, Великобритания).
С июля 2009 г. – заместитель генерального директора – директор по производству ОАО «Силовые машины».
C мая 2010 г. – заместитель генерального директора – директор филиала ЛМЗ.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Реклама в газете: будь в фокусе читателя